Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Время расцвета общественно-политической мысли Древнего Китая пришлось на VI-III вв. до н.э. Данный период характеризовался глубинными изменениями в области политической и экономической жизни, происходив-шими в стране на фоне появления частной собственности на землю. Вслед-ствие роста имущественного неравенства внутри китайского общества, про-изошло возвышение зажиточного населения и дальнейшее усугубление соци-альных противоречий. Возникшая на этой почве борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией способствовала распаду державшейся благодаря авторитету родовой знати Чжоуской монархии на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватил долгий политический кризис. Для выхода из него ряд общественно-политических деятелей из числа противостоящих классов выдвинули про-граммы мероприятий, которые, по их мнению, способствовали бы улучше-нию положения представляемых ими слоев и обеспечению стабильности в политической и социальной областях.
Настоящая контрольная работа посвящена изучению актуальной на се-годняшний день темы - «политико-правовой мысли Древнего Китая». Рас-смотрение этой темы является целью настоящего исследования и его объек-том. Предметом исследования стали изученные в ходе написания работы во-просы, среди которых: социально-экономическое и политическое развитие Древнего Китая в указанный период, Конфуций и его учение «конфуциан-ство», течение «моизм» и его основоположник Мо-Цзы, учение «даосизм» и его основатель Лао-Цзы, легисты.
При написании работы мы опирались на учебники по истории и исто-рии политических и правовых учений таких авторов, как: О.Э. Лейст, В.С. Нерсесянц, А.И. Уткин, Н.Г. Карнишина, Л.С Васильев. Также в исследова-нии приводятся цитаты из трудов «Дао-Де Цзинь» и «Шан Цзюнь Шу», из статьи В.А. Рубина «Традиции китайской политической мысли».
1. «Конфуцианство»
Первой и наиболее важной для Китая системой взглядов и решения проблем стало конфуцианство, которое со временем во многом определило параметры всей китайской цивилизации. Взгляды Конфуция - родоначальни-ка конфуцианства, жившего в 551-479 гг. до н.э., изложены в сборнике «Лунь юй», что переводится как «Беседы и высказывания». Сборник состоит из че-тырех книг. Самому Конфуцию принадлежит только первая из них. Осталь-ные же составлены после его смерти его учениками. Данный трактат на про-тяжении многих столетий оказывал значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Фрагменты из него заучивали наизусть дети, а ос-новные его идеи были определяющими в семейных и политических делах и для взрослых.
Учение «символа китайской нации» и «учителя учителей» Конфуция сыграло главенствующую роль во всей истории этической и политической мысли Китая, а его главные положения не утратили своего значения и в наши дни. Привлекательность идей Конфуция заключается в том, что его не слиш-ком занимали проблемы происхождения мира и его суть, небо и загробная жизнь. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» - считал Конфуций, сосредотачиваясь в своем учении на этом мире, на чело-веке и обществе, а также на проблемах наилучшего, разумного устройства государства .
Основу теории конфуцианства составляют нравственные принципы гу-манности и добродетели, определяющие отношения между людьми в семье и в обществе. В качестве социального идеала Конфуцием был предложен цзюнь-цзы –благородный и бескорыстный рыцарь, готовый на все во имя ис-тины, обладающий чувством высокого долга и гуманности (жэнь), соблюда-ющий нормы взаимоотношений между людьми (принципы ли) и глубоко по-читающий мудрость старших (принцип сыновней почтительности - сяо). В своем учении Конфуций призывал современников следовать этому образцу. Добродетель по Конфуцию – это целая совокупность этико-правовых норм, куда входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, уважитель-ного отношения к родителям, преданности правителю.
Моральное совершенствование философ предлагал начинать с самого себя, после чего необходимо было налаживать добрые отношения в семье. Конфуцию принадлежит мысль о том, что государство - это та же семья, только большая, и на нее тоже распространяются принципы ли, и, сяо и жэнь. Общее благо этой семьи является целью государства и императорской власти. Правитель должен управлять государством, подавая пример мо-рального поведения, а не применяя силу, при помощи добродетели, а не на основе законов и наказаний. Он полагал, что честный и нелукавый человек добьется того, что его наставлениям будут верить, его поступкам – подра-жать, а его слова станут повторять. Такой правитель «будет надежен, а в сердце своем он вместит сердца всех людей. Он не обнажит оружия, а люди будут в страхе трепетать перед ним; не будет раздавать товары и драгоцен-ности, а люди будут ценить его» .
Присущее конфуцианству требование соблюдения в госу¬дарственном управлении принципов добродетели выгодно от¬личает это учение как от ти-пичной для политической истории Китая практики деспотического правле-ния, так и от теорети¬ческих концепций, оправдывавших деспотическое наси-лие про¬тив подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.
Регулирование политических отношений посредством норм добродете-ли в учении Конфуция противопоставляется управ¬лению на основе законов. «Если руководить посредством зако¬нов, – подчеркивал он, – и поддерживать порядок при помощи наказаний, люди будут стремиться уклоняться от нака-заний и не станут испытывать стыда. Если же управлять посредством добро-детели и поддерживать порядок при помощи ритуала, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними» . Сле¬дование обычаю, ритуалу поз-воляло, по его мнению, избегать насилия и конфликтов. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благород-ного мужа подобна ветру, мораль низкого человека - траве. Трава наклоня-ется туда, куда дует ветер» . Основу стабильности Конфуций видел в чет¬кой организации и формализации общественной деятельнос¬ти, в том, чтобы каж-дый соблюдал свои обязанности и нахо¬дился на отведенном ему месте: госу-дарь должен быть госуда¬рем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин - простолюдином, подданный – поддан¬ным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Дао-Де Цзинь» / Под. ред. Лао-цзы М. 2003.
2. «Шан Цзюнь Шу» / Под. ред. (книга правителя области Шан): М., 1968
3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Из-дание 2-е, переработанное и сокращённое / Под ред. д. ю. н., проф. О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М, 2004.
4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесян-ца, М., 2004.
5. История политических и правовых учений / Древний мир. М.: Наука, 1985.
6. История политических и правовых учений. – Карнишина Н.Г.: Пен-за, 2005.
7. Васильев Л.С. История Востока. Учебник по специальности «Исто-рия». – М.: Высшая школа, 1998.
8. История Древнего мира/Под. ред. Уткина А.И.: М., 1985.
9. Рубин В.А. Традиции китайской политической мысли // Вопросы фи-лософии. 1970. № 5. С. 19.